Министерство образования, науки и молодежной политики
Республики Коми
В Коми прошел семинар, посвященный организации воспитательной работы в «именных» школах

9 сентября в Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми состоялся семинар членов Ассоциации образовательных организаций Республики Коми, которым присвоены имена героев Великой отечественной войны, Труда, Афганистана, других локальных вооруженных конфликтов, известных деятелей науки и культуры. Провела семинар министр Наталья Якимова.

Организатор семинара — Коми региональный институт развития образования. Тема семинара: «Особенности организации воспитательной работы в образовательных организациях, которым присвоены имена героев Великой отечественной войны, Труда, Афганистана, других локальных вооруженных конфликтов, известных деятелей науки, культуры».

Тема семинара посвящена внесенным Президентом РФ Владимиром Путиным дополнениям в федеральный закон об образовании. На основании внесенных изменений появилось обязательное требование к образовательным организациям — разработать специальные программы, а на их основе календарные планы воспитания в образовательных организациях на 2021- 2022 учебный год.


В семинаре приняли участие более пятидесяти человек. Среди них начальники управлений образования муниципалитетов городских и районных округов, директоры и заместители именованных образовательных организаций Республики.

С кратким вступительным словом к участникам семинара обратилась Наталья Якимова. Она отметила, что Министерство последовательно обращает внимание на повышение эффективности воспитательной работы в образовательных организациях. Все условия для разработки и реализации программ воспитательной работы, календарных планов в образовательных организациях Республики созданы.


При этом министр отметила, что образовательные организации, которым государство присвоило имена героев Великой отечественной войны, Труда, Афганистана, других локальных вооруженных конфликтов, известных деятелей науки, культуры и др. стоят в особом ряду системы образования республики.


— Память о военных, трудовых подвигах героев вечна. Ее не сотрешь годами. Память — это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное ее значение. Она нужна не только тем, кто выстоял, она нужнее всем нам, чтобы мы знали цену жизни и дорожили ею. Пока мы помним ушедших от нас, они рядом, они с нами. А, значит, жива связь поколений. А, значит, жива Россия. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Без преувеличения каждый населенный пункт нашей страны вписал свою страницу в общую Книгу Славы российской истории. Вот почему формирование у школьников и молодежи интереса к истории родного края, своей малой Родины имеет важнейшее значение в их воспитании и подготовке их к взрослой жизни,

— отметила в своем вступительном слове Министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Якимова.


Участникам семинара была представлена информация о Работе Ассоциации образовательных организаций РК за 9 месяцев со дня подписания Министром учредительных документов. Отмечено, что Ассоциация создана с целью разработки и внедрения инновационной модели сетевого партнерства именованных образовательных организаций РК для повышения эффективности форм и методов работы педагогов по духовно — нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию учащихся и их социализации в обществе.

Создан Совет Ассоциации, в состав которого вошли 9 образовательных организаций:

  1. ГПОУ «Гимназия искусств при Главе РК им. Ю.А. Спиридонова»;
  2. МАОУ «Ухтинский технический лицей им. Г.В. Рассохина;
  3. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 им. О .Кошевого»;
  4. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 им. В. И. Лыткина;
  5. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им .Г. В. Кравченко», г. Вуктыл;
  6. МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2 им. В. П. Налимова;
  7. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39 им. Г. В. Чернова», г. Воркута;
  8. МБОУ «У-Цилемская средняя общеобразовательная школа им. М.А. Бабикова;
  9. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А. А. Стенина», г. Печора.

На 1 сентября в составленном Советом Ассоциации списке состоит 34 образовательные организации.

По инициативе членов Ассоциации на заседании Общественного совета при Министерстве в июне текущего года рассмотрены вопросы повышения эффективности работы школьных библиотек, музеев, сайтов. Разработаны и приняты рекомендации, текст которых размещен на сайте Министерства.

Общественный Совет отметил, что школьные музеи и библиотеки в большинстве своем, к сожалению, не являются полноценными структурными подразделениями учебной и воспитательной работы в школах. А сайты школ не стали, по содержанию, их полноценными информационными ресурсами.

На основе представленной информации об итогах работы Ассоциации сформулирован вывод. Ассоциация образовательных организаций РК не является общественной организацией в классическом понимании. Ассоциация образовательных организаций РК — это «инструмент» Министерства образования, образовательных организаций РК по переформатированию содержания воспитательной работы в образовательных организациях которым государство оказало честь — присвоило имена героев.

Силами сотрудников КРИРО участникам семинара было предложено два доклада: «Особенности содержания программ воспитательной работы в именованных школах на 2021-2022 гг.» (Волкова А.В., заведующая центром воспитания и социализации личности, поддержки молодежных инициатив, дополнительного образования ГОУ ДПО «КРИРО»). «Итоги мониторинга по внедрению программ воспитания в деятельность образовательных организаций РК» (Игнатьева А.Н., старший методист центра воспитания и социализации личности, поддержки молодежных инициатив, дополнительного образования ГОУ ДПО «КРИРО»).

Переформатирование содержания и форм воспитательной работы в образовательных организациях, которым присвоены имена — это одна из основных задач Ассоциации образовательных организаций РК на 2021-2022 гг.

Казалось бы, какие могут быть сложности, чтобы сделать краткий анализ состояния деятельности образовательной организации и на его основе разработать программу воспитательной работы и календарный план мероприятий на учебный год? Ведь педагогическое сообщество Республики — это высокообразованное сообщество, знающее, что образование без воспитания, невозможно.

К сожалению, как показывает практика, что за время, когда образование детей в нашей стране было превращено в услугу, образовательные организации растеряли годами формируемый опыт. Учителя привыкли, что воспитание — это не их обязанность. Наблюдается чрезмерное увлечение количеством бессвязных, неэффективных мероприятий, на которых обеспечивается только присутствие учеников, а учитель выступает в роли массовика-затейника. Такое положение названо проблемой имитации воспитания. А второй проблемой, которая также обозначена, является бюрократизация воспитания. Речь идет о неуместном наукообразии и формальности разрабатываемых образовательными организациями документов.

На сайтах преимущественного большинства школ, которым присвоены имена, отсутствует информация о документе, на основании которого школа носит имя. Отсутствует история жизни героя и информация о его подвиге. Не понятно, существуют ли в образовательной организации традиции, связанные с именем.

Общение на семинаре, существующая практика разработки программ воспитательной работы в образовательных организациях показали, что, в одночасье обозначенные проблемы не решить. Для этого требуется большая кропотливая методическая работа, работа по изучению, обобщению и распространению лучших практик. И в этом направлении координация действий именованных школ, изучение, обобщение и распространение их положительного опыта работы выступает на первый план. 

Программа воспитательной работы, календарный план мероприятий в образовательной организации должен быть понятным каждому учителю, отражать особенности образовательной организации. А имя, которое носит школа — это визитная карточка образовательной организации, основное отличие от других образовательных организаций, дополнительная содержательная возможность разнообразить и конкретизировать систему воспитания.

Последнее обновление:
13 сентября 2021