Министерство образования, науки и молодежной политики
Республики Коми
Информация для кандидатов в замещающие родители

Растим детей

Навигатор для современных родителей “Растим детей”

Информационно-просветительский портал, на котором собраны лучшие практики родительства.  

Аудитория портала - родители детей от 0 до 18 лет, живущие в разных регионах страны, молодые родители и опытные приемные родители, родители детей с особенностями, многодетные и те, кто только ждет пополнения в семье.

Цель портала - быть полезными своим читателям, поддержка семей с детьми, предоставление родителям полные, разносторонние и актуальные сведения о том, как сегодня растить детей в России.

Вся информация разделена по возрастам, чтобы родителям было проще найти именно те статьи, которые касаются их ребенка. Приводятся документы, которые регулируют жизнь родителей и детей, и предлагаются пошаговые инструкции, которые упростят получение результата в самых распространенных ситуациях общения родителей с государственными и некоммерческими структурами.

На портале «Растим детей» размещаются аудио- и видеоматериалы, курсы лекций и вебинары для родителей, списки рекомендованных книг, фильмы и мультфильмы, которые можно смотреть с детьми.

Команда проекта - сотрудники Фонда новых форм развития образования. ФНФРО - проектный офис национального проекта "Образование" и подведомственное учреждение Министерства просвещения РФ. Вместе с тем мнение авторов и редакции портала может не совпадать с официальной позицией министерства.

Формы семейного устройства

Усыновление (удочерение) ребенка

Усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей и предполагает принятие в семью ребенка на правах кровного.

Особенности усыновления

Усыновление производится судом по заявлению лица, желающего усыновить ребенка.

По просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя. Могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения.

Законом закреплены родственные отношения и право наследования.

Тайна усыновления охраняется законом.

Орган опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка осуществляет в течение как минимум трех лет после усыновления контроль за условиями его жизни и воспитания.

При усыновлении ребенка выплачиваются:

- единовременное пособие гражданам, принявшим на воспитание ребенка в семью, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

- единовременное денежное пособие при усыновлении ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии Законом Республики Коми от 24 ноября 2008 г. № 139–РЗ «О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью».

Опека и попечительство

Опека и попечительство над детьми

Опека и попечительство – это формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которых опекуны и попечители выполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию подопечных, а также защищают их права и интересы.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Особенности опеки (попечительства)

Опека (попечительство) устанавливается принятием акта органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка о назначении опекуна или попечителя.

У ребенка сохраняется право на причитающиеся ему алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты.

За ребенком сохраняется право собственности (пользования) на жилое помещение, а при его отсутствии – право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Возможность общения ребенка с родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.

На содержание детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), ежемесячно выплачиваются денежные средства, а также доплата к ежемесячным денежным средствам на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытовых услуг в размере, установленном законодательством Республики Коми (размер выплаты зависит от природно-климатической зоны и возраста ребенка).

Также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством) полагаются иные дополнительные социальные гарантии, установленные законодательством.

Орган опеки и попечительства осуществляет регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования подопечного ребенка в семье опекуна (попечителя).

Приемная семья

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

Особенности приемной семьи

 Основанием для заключения договора о приемной семье является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации.

На содержание детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в приемных семьях, ежемесячно выплачиваются денежные средства, а также доплата к ежемесячным денежным средствам на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытовых услуг в размере, установленном законодательством (размер выплаты зависит от природно-климатической зоны и возраста ребенка).

Приемным родителям (родителю) полагается вознаграждение на каждого приемного ребенка. За воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста либо имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, выплачивается надбавка к вознаграждению.

Орган опеки и попечительства осуществляет регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования подопечного ребенка в приемной семье.


Справочная информация

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка;

(Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью:

1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.

6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.)

7. Лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают такие лица;

8. лиц, не имеющих постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации;

9. лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;

10. лиц, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка;

11. лиц, имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления;

12. лиц, не прошедших подготовки по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

13. лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть, как правило, не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Опекунами (попечителями) могут быть совершеннолетние дееспособные лица, за исключением:

1) лиц, лишенных родительских прав;

2) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;

3) лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

4) лиц, не прошедших подготовку по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

5) лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке;

6) лиц, больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, лиц, отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лиц, ограниченных в родительских правах, бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине, а также лиц, страдающих заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство.

Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

Этапы оформления

Процесс устройства ребенка в семью осуществляется в определенной последовательности.

Во-первых, Вы должны посетить органы опеки и попечительства по месту жительства для получения консультации по вопросам устройства ребенка в семью.Специалист познакомит Вас с основными требованиями к потенциальным родителям для передачи ребенка в семью и перечнем необходимых документов.

Следующим важным шагом должно стать обучение в Школе приемных родителей и получение свидетельства о прохождении данных курсов. В связи с вступлением в силу 1 сентября 2012 г. Федерального закона РФ от 30 ноября 2011 г. N 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» подготовка граждан, выразивших желание принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, стала обязательной. В Школе приемных родителей Вам помогут осознать свою готовность к такому серьезному шагу, лучше понять свою мотивацию, ваши родительские установки и ожидания от приема ребенка, воспитательные возможности вашей семьи, а также приобрести дополнительные навыки и умения.

Затем, собрав все необходимые документы, Вы подаете заявление с просьбой о выдаче заключения о возможности быть усыновителем (опекуном, приемным родителем).

В течение 10 дней со дня предоставления всех документов по результатам психолого-педагогического консультирования и обследования жилищно-бытовых условий, орган опеки выдает Вам заключение о возможности быть усыновителем (опекуном, приемным родителем) или решение об отказе в постановке на учет в качестве кандидата с указанием причин отказа. При положительном решении специалист органа опеки знакомит Вас с анкетами детей, Вы получаете направление на посещение выбранного ребенка по месту его фактического нахождения.

Если на территории района (города) вашего проживания нет детей, которых Вы могли быть принять в семью, Вы можете обратиться в региональный банк данных или осуществлять поиск ребенка самостоятельно в органах опеки и попечительства других регионов. Полный перечень органов опеки и попечительства всех регионов РФ, а также операторов региональных банков данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (с адресами и контактными телефонами) вы найдете на сайте Министерства образования РФ (http://mon.gov.ru) и его Интернет-проекте (www.usynovite.ru)

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ

Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями (далее - заявление), в котором указываются:

- фамилия, имя, отчество (при наличии) граждан, желающих усыновить ребенка;

- сведения о документах, удостоверяющих личность граждан, желающих усыновить ребенка;

- сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, желающего усыновить ребенка;

- сведения об отсутствии судимости;

- сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

К заявлению прилагаются следующие документы:

- краткая автобиография лица, желающего усыновить ребенка;

- справка с места работы лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица (действительна в течение года со дня выдачи);

 - заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации (действительно в течение 6 месяцев со дня выдачи);

- копия свидетельства о браке (если граждане, желающие усыновить ребенка, состоят в браке);

- копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).

Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущие кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющие места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, указывают в заявлении сведения о регистрации по месту жительства в одном из поселений (по выбору этих граждан), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этих граждан, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации.

К заявлению граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущие кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющие места, где они постоянно или преимущественно проживают, прилагают документы, подтверждающие ведение этими гражданами кочевого и (или) полукочевого образа жизни, выданные органом местного самоуправления соответствующего муниципального района.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном,   подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление), в котором указываются: 

- фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, выразившего желание стать опекуном;

- сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина, выразившего желание стать опекуном;

- сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном;

- сведения об отсутствии судимости;

- сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

К заявлению прилагаются следующие документы:

- краткая автобиография гражданина, выразившего желание стать опекуном;

- справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица (действительна в течение года со дня выдачи);

- заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации (действительно в течение 6 месяцев со дня выдачи);

- копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

- письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

- копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).


Контактные данные органов местного самоуправления (опека)

Где в Республике Коми можно провести независимые медицинские экспертизы детей, оставшихся без попечения родителей


Меры социальной поддержки

Информационно-справочные материалы о мерах социальной поддержки в сфере опеки и попечительства

Памятка «Возмещение расходов на проезд в пределах территории Российской Федерации к месту лечения и обратно, в том числе в санаторно-курортные учреждения (при наличии медицинских показаний) проживающим на территории Республики Коми детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением обучающихся за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях)» (согласно Закону Республики Коми № 84-РЗ «О некоторых дополнительных социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

Памятка «Ежемесячная денежная выплата на оплату проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси). Ежемесячные денежные средства лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающимся в семьях граждан России, зарегистрированных по месту жительства на территории Республики Коми, и обучающимся в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» (согласно Закону Республики Коми № 74-РЗ «О дополнительных социальных гарантиях в сфере образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

Памятка «Вознаграждение приемным родителям (родителю) на каждого приемного ребенка и надбавка к вознаграждению приемным родителям (родителю) на каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста либо имеющего отклонения в психическом или физическом развитии. Единовременное денежное пособие при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (согласно Закону Республики Коми № 139-РЗ «О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью»)

Памятка «Ежемесячные денежные средства на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях. Доплата на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытовых услуг, к ежемесячным денежным средствам на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемных семьях» (согласно Закону Республики Коми № 139-РЗ «О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью»)

Информация о размерах мер социальной поддержки, установленных в Республике Коми в сфере опеки и попечительства (с 1 января 2020 года)

Информация по вопросу обеспечения в Республике Коми жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



Комплект методических материалов для обучения приёмных и замещающих родителей, опекунов и попечителей и людей, готовящихся таковыми стать, основам финансовой грамотности

Данный комплект – часть проекта «Просвещение преподавателей школ приемных родителей, методистов программ сопровождения замещающих семей и сотрудников органов опеки и попечительства по вопросам ответственного финансового поведения приемных родителей и защиты их прав потребителей финансовых услуг». 

Комплект методических материалов состоит из пяти тематических модулей: 

Обзор основных финансовых продуктов и услуг. 

Грамотное управление имуществом приемного ребенка.

Принципы финансовой безопасности и маршруты обращений при нарушении прав потребителей финансовых услуг.

Инструменты накопления и сохранения.

Монетизация таланта и развитие предпринимательских навыков.

Каждый модуль содержит учебно-методическую карту, презентации, упражнения, учебные кейсы, видео-кейс и контрольно-измерительный материал. Модульная структура позволяет гибко использовать методические материалы в зависимости от ситуации. Каждый отдельный блок Комплекта может использоваться самостоятельно как основа обучающего мероприятия или индивидуальной консультации. Вместе с тем блоки могут объединяться как внутри тематического модуля, так и по форматам.

Полный Комплект доступен по ссылке

 А если вам нужны отдельные материалы – вы можете воспользоваться оглавлением

Методические рекомендации по использованию Комплекта, которые лучше помогут понять, как встроить использование разработанных материалов в деятельность органов опеки и попечительства. 

Материалы подготовлены по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». Разработаны Фондом «Центр гражданского анализа и независимых исследований ГРАНИ» в 2019 г.


Последнее обновление:
25 октября 2020