Обычная версия сайта
Размер шрифта: -A +A

Основное меню Портала

ФГО дошкольного образования Стандарт

ЕГЭ-2020

ГИА-2016

Телефон горячей линии ГИА

РОСОБРНАДЗОР

Горячая линия по вопросам оплаты труда

Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Сервер органов государственной власти Российской Федерации

Национальный антитеррористический комитет

Антитеррористическая комиссия Республики Коми

Здоровая россия
Федеральная горячая линия






СОБЫТИЯ

В СГУ обсудили вопросы образования в поликультурной среде

04.12.2019

Конференция «Межкультурное образовательное пространство: инновации и традиции» состоялась в СГУ им. Питирима Сорокина. Участниками стали около сотни ученых, педагогов и студентов из Коми, Беларуси, Кыргызстана, Казахстана и Донецкой Республики. Впервые организовать на площадке Института педагогики и психологии подобную конференцию удалось благодаря грантовому проекту университета «Мое отечество — Коми край», основная задача которого – создание механизма возрастной и психологической идентификации современного человека. Организаторы и гости конференции обсудили темы, касающиеся сферы образования в поликультурной среде: лингвистическое образование, информационные технологии образования, педагогические аспекты воспитания.

 

— Современное межкультурное пространство требует от людей способности существовать в одном мире, эффективно взаимодействовать друг с другом, вести конструктивный диалог с представителями всех культур и наций. Важнейшая роль в этом отводится воспитанию в подрастающем поколении толерантного отношения к представителям разных языковых и этнических сообществ, — отметила на открытии конференции и.о. ректора Ольга Сотникова. — Наш университет как опорный вуз региона уделяет особое внимание межкультурным связям. Мы налаживаем тесные образовательные, культурные, научные связи не только с этническими регионами России, но и с иностранными государствами, привлекая студентов из других стран к обучению в нашем университете. На сегодня у нас насчитывается более 170 студентов из Кыргызстана, Ирака, Египта, Индии, Ганы — всего из 18 государств. Только диалог, только совместное обсуждение вопросов межкультурной коммуникации позволяют выявить проблемные моменты и верные пути решения.

 

Церемония открытия конференции подтвердила мысль о том, что современный мир является многонациональным и поликультурным — студенты читали коми стихи, демонстрировали коми и кыргызский национальные танцы.

 

— Конференция с данной тематикой в нашем институте проводится впервые, но она выбрана не случайно: на протяжении десятилетий Институт педагогики и психологии ведет работу, направленную на развитие этнокультурного и поликультурного образования, — подчеркнула директор Института педагогики и психологии Светлана Терентьева. — В соответствии с Концепцией развития этнокультурного образования Республики Коми, принятой в 2015 году, одна из задач системы образования нашего региона — в подготовка подрастающего поколения к жизни в республике в условиях поликультурной среды, сохранение и развитие национальных языков и культур народов, проживающих в нашем регионе. Учитывая состав участников нашей конференции, можно утверждать, что эта задача актуальна не только для нашей республики, но и в России и за рубежом.

 

Конференция «Межкультурное образовательное пространство: инновации и традиции» является частью проекта «Мое отечество — Коми край» СГУ им. Питирима Сорокина. Университет победил в федеральном конкурсе Министерства просвещения России и получил грант в размере более 800 тысяч рублей на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. Проект отобран более чем из 100 заявок от некоммерческих организаций.

 

— Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций является приоритетной целью Национального проекта России «Образование» (создан по Указу Президента Российской Федерации Путина В.В. от 7 мая 2018 № 204). В Российской Федерации должны создаваться условия реализации этнокультурной образовательной стратегии по вопросам воспитания, развития и обучения детей и молодежи с учетом региональной составляющей. Конференция направлена на консолидацию усилий общественных, образовательных, профессиональных организаций по воспитанию детей и молодежи за счет привлечения их к участию в социально значимых мероприятиях и выступает как культурообразующий институт с функциями сохранения и развития национальной самобытности, формирования национальной идентичности подрастающей личности. Этнокультурная и краеведческая направленность в новых моделях деятельности образовательных организаций должна способствовать воспитанию и социализации личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях глобализации, — подчеркнула автор проекта «Мое отечество — Коми край» Валентина Мальцева.

 

Работа конференции проводилась по нескольким секциям. Секция «Лингвистическое образование в поликультурной среде» была направлена на обсуждение вопросов формирования межкультурной компетенции на всех уровнях образования. Участниками секции благодаря грантовому проекту с Иссык-Кульским государственным университетом им. Касыма Тыныстанова города Каракола стали представители научно-педагогического сообщества Кыргызской Республики, и педагоги образовательных организаций Республики Коми.

 

— Содержание докладов заочных участников секции можно раскрыть посредством составляющих понятий: «поликультурное образование» и «языковое поликультурное образование». Языковое поликультурное образование в этнорегиональном контексте рассматривается как процесс овладения знаниями об этнокультурном разнообразии окружающего мира стран изучаемых языков и о важности полилога культур в современном поликультурном мире. Поликультурное образование в этнорегиональном контексте отличается рядом особенностей: оно должно осуществляться через полилог трех лингвокультур (этнической, русской и иностранной) на региональном, российском и глобальном уровнях. Полилог культур должен быть полноценным и равноправным, построенным на взаимоуважении культур. Содержание такого образования состоит из этнокультурного компонента, ориентированного на формирование представителя конкретного этноса — русского или другого — и поликультурного компонента, целью которого является формирование человека универсальной культуры. Работа секции была направлена на обсуждение актуальных вопросов современного языкового образования — образования поликультурной языковой личности, наделенной комплексом поликультурных компетенций, позволяющих ей ориентироваться в сферах универсального, этнокультурного, социокультурного бытия, готовой к активному позитивному взаимодействию с представителями поликультурного мира, — подытожила работу секции автор проекта «Мое Отечество — Коми край» Валентина Мальцева.

 

На секции «Информационные технологии образования в условиях поликультурной среды» были представлены доклады о технологических особенностях интерактивного взаимодействия участников образовательных отношений. Продемонстрированы разработки по реализации этнокультурного компонента в детских садах и школах средствами информационно-коммуникационных технологий.

 

В работе секции «Современные подходы в реализации межкультурного образовательного пространства в начальной школе» приняли участие преподаватели университета, учителя начальных классов, магистранты. В докладах раскрыты современные педагогические подходы к реализации этнокультурного содержания образования, а также представлен практический опыт внедрения дидактических материалов в начальной школе.

 

На секции «Подготовка и методическое сопровождение специалистов в области языкового и литературного образования в условиях поликультурной среды: традиции и опыт» обсуждались технологии подготовки будущих педагогов в области языкового и литературного образования.

 

Еще одна секция объединила участников, которые интересуются педагогическими аспектами воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста в поликультурной среде.

— Актуальность тематики секции определяется тем, что уже с дошкольного возраста ребенок осознает себя полноправным членом общества, представителем того региона, в котором он родился и растет. Дошкольник познает окружающую действительность, учится взаимодействовать с объектами социального мира и общению с людьми разных национальностей. Вопросы воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста не могут быть решены в отрыве от основ национально-регионального компонента, — рассказала завкафедрой дошкольного образования института педагогики и психологии Елена Егорова.

 

На секции «Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у обучающихся в поликультурной среде» обсуждались пути формирования поликультурной компетентности будущих педагогов и их реализация по разным предметным областям. Были затронуты проблемы разработки новой учебной литературы для подготовки будущих учителей в контексте реализации этнокультурного образования.

 

На секцию «Опыт реализации образовательных проектов этнокультурной направленности в современном образовании» заявились участники не только из России, но и из Донецкой Республики и Беларуси.

 

— Проект как форма организации деятельности обучающихся эффективна и в настоящее время часто применяется педагогами. Педагоги разных уровней образования используют проектную деятельность как на уроках, так и во внеурочной деятельности, в том числе для решения вопросов этнокультурного образования и воспитания подрастающего поколения. Доклады секции интересны достаточно широкому кругу слушателей: воспитателям дошкольных организаций, учителям, педагогам дополнительного образования, студентам, обучающимся по педагогическим образовательным программам, — подчеркнула доцент кафедры дошкольного образования Елена Сибиркина.

 

Секция «Межпредметная интеграция в реализации этнокультурного образования» подняла юридические проблемы инклюзивного образования, методические вопросы преподавания разных учебных предметов, применения сетевой формы реализации образовательных программ.

 

В этот же день в Институте педагогики и психологии СГУ им. Питирима Сорокина открылся краеведческий кабинет, научная лаборатория «ЭтноЛабКоми» по проблемам этнокультурного образования детей и молодежи. Она будет систематизировать методические разработки этнокультурной направленности для работы с дошкольниками и школьниками. На торжественной церемонии ленточку перерезали и.о. ректора университета Ольга Сотникова и директор Института педагогики и психологии Светлана Терентьева. Инициаторы проекта отмечают, что деятельность лаборатории направлена на приобщение детей и молодежи к историко-культурному наследию Республики Коми, освоения опыта культуры этноса и историко-краеведческого материала.

 

Итоги работы конференции подвели на «круглом столе». Участники внесли несколько предложений по совершенствованию Концепции этнокультурного образования. Одним из важных решений стала идея о том, чтобы включить профильных педагогов СГУ им. Питирима Сорокина в рабочую группу по обновлению Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми.

 

— Срок прежней Концепции, утвержденной региональным министерством образования, подходит к концу. Я была членом рабочей группы, когда ее рассматривали, и тогда возникало много споров, которые до сих пор не разрешены. Например, не стоит акцентировать внимание только на этнокультурном образовании и только на коренном народе региона, ведь у нас сейчас имеет место поликультурное образование: в школах встречаются многонациональные, многоязычные классы. Можно предложить сделать концепцию из двух частей: одна будет затрагивать сохранение традиций, культуры и языка коренного населения, а вторую можно посвятить поликультурному образованию, — выступила с инициативой директор Института педагогики и психологии Светлана Терентьева.

 

Среди предложений на круглом столе также прозвучало, что необходимо сохранить преемственность дошкольного, начального и общего образования с точки зрения поликультурного образования; возможность организации методических межинститутских семинаров по педагогическому образованию. С помощью открывшейся лаборатории «ЭтноЛабКоми» предложено наладить партнерскую сеть по реализации национально-регионального компонента с образовательными организациями региона, а деятельность самой лаборатории позиционировать через информационный просветительский ресурс университета — «Территория просвещения».

 

Также на конференции наградили победителей нескольких конкурсов, которые проводил Институт педагогики и психологии. Конкурс «Талантливый Я» собрал более 250 работ от детей 5-10 лет со всей республики. Ребята представили рисунки на коми национальную тематику. На конкурс мультимедийных проектов «Морошка» студенты 3-4 курсов присылали мультимедийные информационные продукты, мультимедийные презентации, видеоролики, онлайн-инфографику, онлайн-комиксы, онлайн-игры. На конкурсе «Этноларец-2019» студенты — будущие воспитатели — презентовали проекты по этнокультурной тематики для детей дошкольного возраста.


Напомним, что в рамках грантового проекта состоялись и другие мероприятия: веревочный курс «Ворсыштам» с использованием подвижных игр коми народа для 1 курса СГУ им. Питирима Сорокина, научно-практическая конференция «Воспитание патриотизма в условиях современного образовательного пространства», конкурс для младших школьников «Мой родной край», практико-ориентированная площадка республиканского педагогического форума «Выставка лучших практик педагогов образовательных организаций».

 

Все эти мероприятия вместе с открытием лаборатории «ЭтноЛабКоми», конференцией «Межкультурное образовательное пространство: инновации и традиции» нацелены на поиск эффективных подходов к выстраиванию межнациональных отношений, обеспечению межкультурного взаимодействия на разных уровнях и с помощью различных инструментов. Завершившаяся конференция – это обмен опытом, апробация разных идей и технологий, которые реализуют образовательные организации республики для обеспечения межнационального согласия и межкультурного взаимодействия.

 

Безусловно, обмен опытом позволяет достичь цель проекта – создать такие туристические краеведческие маршруты по Республике Коми, которые позволят жителям республики гордиться ее уникальным этнокультурным наследием и богатыми многонациональными традициями, а гостям из других регионов России и зарубежных стран стремиться в республику для погружения в уникальную поликультурную среду и возможности наладить эффективную межкультурную коммуникацию с ее жителями.

 

Фото Марка Оникула и Николая Мишарина

 

Фотографии

 

Меню сервисов Портала

email home map
IT -опрос населения по оценке деятельности органов местного самоуправления

эко-Республика

Инвестиционный портал Республики Коми

Растим детей

Социальный калькулятор

Олимпиада.ру 2018-2019
Управление по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Коми

Всероссийская олимпиада школьников

С 15 сентября вход в электронные дневники только через Госуслуги

Справочник абитуриенту 2019

Национальный арктический научно-образовательный консорциум

Минобороны России

Российское движение школьников
br> Коми региональное отделение «Российские студенческие отряды»

Юнармия Республики Коми

ФЦП Развития образования в 2016-2020 годы

Телефон доверия для подростков

Скорая социальная помощь
Академия госслужбы

Горячая линия
Аспект

Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»

Портал государственных услуг РФ

Активный регион Республика Коми

Официальный интернет-портал правовой информации
Образование России: новое правовое регулирование
Страна молодых

© 2019 ГАУ РК «ЦИТ»